Скворец и лира и климакс

Какой советский фильм был переименован острословами в «Склероз и климакс»?

Какой советский фильм был переименован острословами в «Склероз и климакс»? Почему?

Интересна история этого фильма — он не вышел на экраны после съемок, хотя на него затрачено много было сил и средств. Снимали его в 1974 году.

Причины тому называются разными — от политических до личных. Говорили даже, что он якобы не закончен, но потом оказалось, что это не так.

Фильм Скворец и Лира, который коллеги иронично именовали Склерозом и Климаксом, был о советских разведчиках-нелегалах. Супружескую пару играли уже немолодые актеры Любовь Орлова и Петр Вельяминов, хотя роли предполагали молодой возраст героев. Именно из-за этого и был так «переименован» фильм.

Его показали по ТВ намного позже, уже в 90-х годах.

Это фильм Григория Александрова «Скворец и Лира», снятый им в 1974 году. Фильм типичный для советского периода, про разведчиков, которые работали в немецком тылу («Скворец» и «Лира» позывные разведчиков).

Но фильм примечателен тем, что в нем снялась знаменитая Любовь Орлова (последняя роль). Я лишь недавно посмотрел фильм, по моему он ничем не лучше и не хуже других подобных «героических» фильмов. Тем более там снимались любимые мной актеры (Петр Веьяминов, Рина Зеленая, Римма Маркова). Поэтому мне не понятно, почему его так долго не выпускали на большой экран. Что касается острословов, то они явные недоброжелатели Орловой. Намек на счет ее возраста, хотя она в этом фильме все еще держится молодцом. (Не хуже Гурченко, Ротару и Пугачевой).

Шутливое название фильм получил за то, что стареющая Любовь Орлова играла в фильме молодую девушку. Орлова носит перчатки в фильме, потому что руки выдают возраст женщины как ничто другое. Патологическое стремление оставаться молодой благодаря пластическим операциям и грамотно выставленному свету во время съемок сыграло злую шутку с Л. Орловой — последний фильм актрисы имеет вот такое название в народе.

Это один из последних фильмов режиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». В главной роли. да, да, вы конечно догадались. Его любимая супруга Любовь Орлова и еще Пётр Вильяминов.

Для Любови Орловой это был последний фильм. На тот момент ей был 71 год и играла она. 20-летнюю девушку. Петру Вильяминову тогда было 48 лет, и играл он мужчину под 30.

Главные герои — советские разведчики. Место действия — Германия, Вторая мировая война. Выполнив свою работу сполна, они продолжают деятельность и после войны.

Так, чтобы фильм сильно меня впечатлил — не сказала бы. Не зря в свое время власти его списали и он долго пролежал на полках.

Читать еще:  При климаксе таблетки с соей

Особенно крупные планы Орловой, можно сказать, стали крахом в ее актерской карьере. Никто не молодеет, да и природу не обманешь, сколько не ложись под нож пластического хирурга.

Как Штирлиц помешал Любови Орловой

Последний фильм актрисы положили на полку из-за «Семнадцати мгновений весны». Так звучит одна из версий, почему Любовь Орлова, а вместе с ней и зрители так и не увидели картину «Скворец и Лира», роль в которой стала для нее прощальной.

11 февраля (по новому стилю) — день рождения великой Любови Орловой. Жизнь актрисы всегда была окутана тайной. Она любила повторять: «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого». Артистка скрывала свой возраст, не любила, не могла говорить о своих детстве и юности. Орлова была из дворян, а после революции 1917 года подобную родословную было не принято афишировать.

Ее отец был потомком тех самых Орловых, а мать — родственница Льва Толстого. Поэтому о Любови Орловой мало что знали даже при жизни, а после того, как ее не стало, ее биография и вовсе превратилась в легенду.

Несмотря на то, что Орлова действительно была кумиром, абсолютной звездой для нескольких поколений зрителей, в ее фильмографии всего 18 картин. Большую часть из них снял ее муж – режиссер Григорий Александров. Самые любимые, те, что подняли ее на вершину киноолимпа, — это знаменитые музыкальные комедии «Веселые ребята», «Весна», «Волга-Волга». Несмотря на то, что Александров в одном из последних своих интервью рассказывал, что худсоветы выносили по 200 замечаний на каждый фильм, картины были по-настоящему успешными – их постоянно крутили в кинотеатрах.

А вот последний фильм с участием Орловой на экраны так и не вышел.

Сценарий для фильма «Скворец и Лира» остросюжетной истории советских разведчиков — Александров написал сам? после 12-летнего простоя. История получилась невнятная, скучная. Съемки дались всем нелегко. Среди тех, кто был свидетелем того съемочного процесса? – киновед Глеб Скороходов. Он писал в своих воспоминаниях, что Любовь Петровна «впервые на площадке капризничала, изводила гримеров, костюмеров, ссорилась даже с Александровым». Причины того – возраст и болезнь. Орловой было уже 70, а по сценарию она играла 25-летнюю женщину. Скороходов утверждал, что именно Орлова заставила нещадно перекраивать сюжет картины.

Кроме того, как позже подтвердил владелец личных архивов Орловой адвокат Александр Добровинский, Любовь Петровна во время съемок делала специальные омолаживающие процедуры — «обжигания» кожи у косметолога. Она выпивала по утрам стопку коньяка, потому что услышала, что от этого разглаживаются морщины. Она боролась с возрастом и на площадке, и за кадром. Но все тщетно.

Киноначальники не выпустили фильм на большой экран. Подвергли жесткой критике, в кулуарах переименовали картину в «Склероз и климакс» и отправили на полку. Правда, формулировка отказа была выбрана деликатная: «в условиях обострившейся международной обстановки демонстрация подобной картины может спровоцировать дипломатический скандал».

Но есть еще две версии, почему именно в этот момент не вышла на экраны эта картина.

Первая из них так же принадлежит киноведу Скороходову. Он пишет, что Орлова, понимая, что картина может провалиться, сама попросила положить фильм на полку.

А вторая звучит так. В это же самое время к показу на большом экране был готов многосерийный фильм с похожей темой – про разведчика, шпиона, полковника Максима Исаева, известного как штандартенфюрер Штирлиц. Киночиновники понимали, что на фоне талантливой работы Татьяны Лиозновой у фильма Александрова просто нет шансов. И даже великая Любовь Орлова не может спасти эту картину.

Читать еще:  Причина боли молочных желез в менопаузу

Наши любимые киносказки: как сложились судьбы Мызниковой, Седых и других актеров

Эти советские новогодние фильмы видели все, но каждый раз пересматриваешь, будто впервые. С трудом верится, что актеры, исполнившие в них основные роли, давно повзрослели. В канун старого Нового года «СтарХит» узнал, как сложились судьбы героев прекрасных кинолент.

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Скворец и Лира (1974 год)

Как и обещал – посмотрел. Знаете… я столько читал про ужас-ужас, что ничего кошмарно-ужасного и не нашёл. Да, можно весь фильм циклиться на возрасте Любови Орловой, вспоминать – сколько ей лет, а сколько героине, а можно принять условность. Почему ей обязательно должно быть 25? Пусть будет, скажем, 40-45. Вот, ей-богу, смысл сюжета от этого не меняется совершенно. И да – для семидесяти лет Орлова выглядит великолепно. Не говоря о том, что она потрясающе энергична – танцует, активно двигается, гарцует на лошади… и постоянно в кадре. Она молодец, не смотря ни на что.

Что важно. Есть несколько версий историй запрета фильма, но, на мой взгляд, разгадка этого кроется в истории создания сценария.

По сюжету, кратко. Фильм «Скворец и лира» — двухсерийный. В первой части действие происходит на исходе Второй Мировой. Муж и жена Грековы (Скворец и Лира – их агентурные псевдонимы) – разведчики, работают в Берлине. Сама история перекликается с «Семнадцать мгновений весны», но Греков рангом существенно ниже Штирлица, возможности у него пожиже: кроме того, показан только один эпизод из его деятельности, в отличие от «Мгновений», где вся ситуация разворачивается широко, с привлечением множества персонажей, задействованных как напрямую, так и косвенно.

События второй серии происходят уже после окончания войны. Теперь героям предстоит попасть в финансово-промышленные круги Германии, чтобы контролировать сближение американского и германского капиталов.

Я сознательно не пишу подробнее – хотя внедрения обставлены несколько наивно, много ляпов и нереальностей, но, в принципе, определенная острота сюжета присутствует, поэтому не хочется спойлерить. Да, не шедевр. Да, довольно средненько, но не хуже, чем многое другое – мы же помним, что в 70-е в год снималось по 100 — 120 фильмов, и все они шедеврами не могли быть в принципе. Поэтому посмотреть один раз, забыв, что героине по сюжету 25-30, вполне можно.

Более того – во второй серии есть совершенно шедевральный эпизод («Совет богов»), являющийся пророческим, как и знаменитый «План Далласа» из «Вечного зова». И только слепой не увидит реальности этого эпизода.

Авторами сценария указаны сам Александров, Александр Лапшин и Николай Пекельник. Александров сценарий не писал, это ясно, — он лишь дописывал/переписывал отдельные сцены. А писал – Лапшин /ранее он уже разрабатывал данную тематику (фильм «Схватка» 1972 года)/. Именно его назначили переписывать первый вариант сценария, причем, назначил не кто попало, а КГБ.

А Николай Пекельник – бывший разведчик, один из авторов сборника «Чекисты рассказывают» (часть «Капля крови»). События, о которых рассказывает Пекельник, происходят в послевоенное время и косвенно связаны с сюжетом фильма «Скворец и Лира». Но очень косвенно. Поэтому я предполагаю, что, либо первый сценарий был написан по мотивам истории Пекельника, либо (что скорее всего) он был консультантом Лапшина. То есть, в команде присутствовал человек, знающий как подоплёку событий, так и нюансы работы спецслужб за границей. Кроме того, консультантом был Семён Цвигун, первый зам председателя КГБ (кстати, он писал книги о работе разведчиков под псевдонимом Семён Днепров, а также является автором сценариев к серии «Фронт без флангов» и т.д.)

Читать еще:  Скачки давления при климаксе что делать

Теперь давайте подумаем – что могло быть не так с точки зрения КГБ. Неправильное изображение агентов? Сомнительно. Сценарий находился в разработке два года, и его первый вариант приняли в 1970 году, причем, чекисты процесс контролировали. Но… сразу после принятия сценария его снова завернули на доработку.

Что же произошло? В Википедии ссылаются на историю с агентом Гюнтером Гийомом, но простейшая сверка дат показывает, что дело не в этом: Гюнтер достиг пика в 1969 году, а разоблачен был только в апреле 1974 года. При этом фильм на худсовете «Мосфильма» приняли 29 марта 1974 года – и, вроде бы, да, тут есть связь: странно выпускать фильм на шпионскую тему, связанную с ФРГ, во время громкого шпионского скандал. Но мы же помним, что проблемы возникли ранее – в 70-м году.

Не особо внятной выглядит и другая версия – о том, что в конце 60-х – начале 70-х Андропов наладил тайный канал связи с руководством ФРГ и потому не хотел привлекать внимание к теме агентов на территории этой страны. Кроме того, именно к 70-му году были заключены международные договора с ФРГ и отношения между странами более-менее наладились. Если бы версия была верна, то ФРГ заменили бы на другую страну, а иначе поправки не имеют смысла. Других крупных шпионских скандалов в означенный промежуток времени я не обнаружил. Значит… за основу была взята нераскрытая агентурная сеть. Только этим можно объяснить требование переписать сценарий.

В мае 1971 года принимается вторая версия сценария, но съемки начинаются только через полтора года (в ноябре 1972-го) и заканчиваются к январю 1974-го. Что произошло в этот промежуток времени? Ничего особенного, кроме одного, — в августе 1973 года состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны». После него «Скворец и Лира», конечно, не смотрится абсолютно. А тут плюсом и разоблачение Гийома, и слишком откровенно показанные способы внедрения агентуры, и «наезд» на американских «партнеров»… и как кстати тут пришлось недовольство Орловой! А, кроме того, вся студия шипела и упражнялась в злословии.

Переснять неудачные сцены и довести фильм до ума было уже невозможно – при состоянии здоровья Орловой на тот момент об этом уже не шло и речи. И фильм лёг на полку.

А может, не так уж и зря? На мой взгляд, сейчас он смотрится куда сильнее, чем в середине 70-х. Потому что мы уже можем отличить голую пропаганду от чистой правды. И потому, что тогда это был бы один из проходных фильмов, а сейчас — это важная страница истории: истории страны и истории прекрасной женщины с волшебным именем Любовь.

Метки: шпионский, драма, советские разведчики, ФРГ, Вторая мировая, Совет богов, Любовь Орлова, Григорий Александров, Петр Вельяминов, Николай Гринько, Римма Маркова, Оскар Фельцман, Роберт Рождественский

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1837637-kakoj-sovetskij-film-byl-pereimenovan-ostroslovami-v-skleroz-i-klimaks.html
http://www.starhit.ru/novosti/lyubovi-orlovoy-pomeshal-shtirlits-137145/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d16ed488dd02200ad24ac05/5d5ae3d8c31e4900aece4b44

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector